Фёдор Михайлович Достоевский

Сегодня — большая дата для русской литературы и всего русскоговорящего мира! 

Ровно 200 лет назад, в Москве, в Мариинской больнице для бедных, в семье штаб-лекаря родился Фёдор Михайлович Достоевский.

В его жизни было много всего — лихая молодость и революционное подполье, несостоявшаяся казнь и каторга. 

Став писателем, Фёдор Михайлович отразил в своём творчестве не только Россию второй половины 19 века, но и разобрал по полочкам загадочную всему миру русскую душу.

В юном возрасте Фёдор Михайлович написал в письме брату: «Человек есть тайна. Её надо разгадать». Эту цель и призвание он пронёс через всю свою жизнь, так как приоткрыл для читателей завесу в мир человеческой тайны, духа, веры, силы и души. Удивительная сила творчества писателя! Сколько бы столетий не прошло с момента его рождения и смерти, для нас его мудрость актуальна и по сей день. 

Как говорил сам Достоевский: «Перестать читать книги — значит перестать мыслить».

Любовь Достоевская, дочь Ф.М. Достоевского  писала: «Блуждал по самым тёмным и отдалённым улицам Петербурга. Во время ходьбы он разговаривал сам с собою, жестикулировал, так что прохожие оборачивались на него. Друзья, встречавшиеся с ним, считали его сумасшедшим.»

Австрийский писатель Стефан Цвейг писал: «В творчестве Достоевского каждый герой наново решает свои проблемы, сам окровавленными руками ставит межевые столбы добра и зла, каждый сам претворяет свой хаос в мир. Каждый герой у него — слуга, глашатай нового Христа, мученик и провозвестник третьего царства. В них бродит ещё и изначальный хаос, но брезжит и заря первого дня, давшего свет земле, и предчувствие шестого дня, в который будет сотворён новый человек. Его герои прокладывают пути нового мира, роман Достоевского — миф о новом человеке и его рождении из лона русской души».

Лауреат Нобелевской премии по литературе Эрнест Хемингуэй говорил: «У Достоевского есть вещи, которым веришь и которым не веришь, но есть и такие правдивые, что читая их, чувствуешь, как меняешься сам — слабость и безумие, порок и святость, одержимость азарта становились реальностью, как становились реальностью пейзажи и дороги Тургенева и передвижение войск, театр военных действий, офицеры, солдаты и сражения у Толстого».

Альберт Камю, лауреат Нобелевской премии по литературе писал: «Именно Достоевский ввёл меня в тему, запечатлённую огненными литерами. Так вот в чём проблема Ивана Карамазова: он бунтует, поскольку не может вынести, чтобы дети в созданном Богом мире были несчастны. То есть, если он принимает этот сотворённый мир, он должен принять и горе и истязания детей. Поэтому он отказывается от подобного «подарка». Ставрогин же в «Бесах» переворачивает вопрос так, что ответ на него неизбежно дискредитирует и его самого, и его поступки».

Великий физик Альберт Эйнштейн буквально взахлёб читал Достоевского. В переписке с физиком Паулем Эренфестом Эйнштейн называл «Братьев Карамазовых» самой пронзительной книгой из всех, что ему попадали в руки. «Ведь всё равно все подобные исследования никогда не проникнут в ядро такого творения, как «Братья Карамазовы», — писал об успехах физики в сравнении с романами Ф.М. Достоевского великий учёный.

Известный психолог Зигмунд Фрейд ставил Достоевского в один ряд  с Шекспиром. Особенно ценил Фрейд «Легенду о Великом инквизиторе» — самую известную главу из «Братьев Карамазовых». Фрейд считал её одним из высочайших достижений мировой литературы. А само произведение «Братья Карамазовы» З.Фрейд называл «величайшим романом из написанных в мире».

Известный японский писатель Харуки Мураками говорил: «Моя цель — «Братья Карамазовы». Написать что-то подобное — вот пик, вершина. «Карамазовых» я прочёл в возрасте 14-15 лет, и с тех пор перечитывал четыре раза. Каждый раз это было прекрасно. В моём представлении — это идеальное произведение».

Фёдор Михайлович Достоевский является самым экранизируемым русским писателем в мире.

Сейчас насчитывается 24 экранизации романа «Преступление и наказание», 15 экранизаций «Братьев Карамазовых», 14 экранизаций «Идиота», 12 экранизаций «Игрока», 9 экранизаций «Белых ночей», 6 экранизаций «Бесов», а так же ряд экранизаций других произведений русского писателя.

Фильмы по Достоевскому снимались в СССР и России, в США, в Германии, Франции, Италии и Чехии. Кроме стран Европы и Северной Америки, кино по Достоевскому снимали Аргентина, Мексика, Индия, Австралия, Турция, Япония и другие государства.

Автор записи: ViK_admin