Письма из Ялты


Письмо восьмое

 

…Схватил, значит, бомбу Алик Сердюков. И под парту. Одно рукой диктант пишет про Муму, другой рукой бомбу разминает, радуется. Сколько пластилина у него. Хочешь — бюсты людей лепи, Хочешь — ужа. Хочешь — пирожок хлопательный сделай. Хочешь — чернильную бомбу для задних рядов.

А учительница Елизавета Петровна заметила, что он что-то рукой под столом делает.

— Интересно, — говорит,- почему это наш Сердюков руки под столом держит? Что он там делает? Не иначе как диктант с книжки великого Тургенева списывает.

— Я не списываю диктант с книжки великого Тургенева. Я пластилин мну,- отвечает Сердюков. И руку с бомбой протягивает.

Задние ряды аж побледнели. Нашёл время пластилин мять! Что сейчас будет!

— Давай твой пластилин сюда,- приказывает строгая Елизавета Петровна.

И пластилин схватила. Караул! И точно. Как он у неё в руке жахнет! И вся наша учительница синей стала. Даже фиолетовой. Не до диктанта ей.

— Кто это сделал? — спрашивает.

Все молчат.

— Кто это сделал? Признавайтесь! Ему ничего не будет.

И долгая пауза повисла.

Тут у наших нервы не выдержали. Встаёт тихий Артур Рожин и признаётся:

— Это я.

— Поди сюда,- говорит Елизавета Петровна.

Он подошёл. Вдруг она как даст ему подзатыльник.

— Уходи вон из школы и без родителей не приходи. Негодяй!

И получил признательный Рожин на всю катушку со всех сторон. А когда разбор шёл на пионерском (может, на комсомольском, уже не помню) собрании, вдруг встал правдивый Киселёв и говорит:

— Я Рожина осуждаю. Но мне только непонятна позиция учительницы. Она же ведь, Елизавета Петровна, сказала, что ему ничего не будет. Если он признается. Он и признался. А ему всё есть. Может, она тоже не во всём права. Я хочу, чтобы мне ответили старшие товарищи.

Старшие товарищи сказали, что потом ему всё объяснят. Отдельно. И объяснили потом.

Что учительница Елизавета Петровна, как учительница и как человек, может Рожина простить. И ему с этой стороны ничего не будет. Но как педагог, как советский педагог, она не может столь вопиющее безобразие оставить без последствий.

— Понятно вам?

Непонятно почему, но Киселёв всё понял и сказал:

— Понятно.

А мы такой вывод сделали:

«Если старший товарищ говорит, что за это ничего не будет, опыт показывает, что он очень скоро об этом забудет».

Потому что если не будет ничего,
То и спрашивать об этом нечего.

А сейчас я начну тебе рассказывать, Таня, очередную и, наверное, последнюю историю про Гуту Моисеевну — учительницу ботаники — и про её увлечение великим учением великого учёного Лысенко.

Был тогда в нашей стране жутко знаменит учёный академик Лысенко. Он законы политики на растительный мир перенёс. Есть такой политический закон, что разные мелкие события, накопившись в обществе, дают один большой результат. Например, создали колхозы, построились ГЭС, освоили новые пространства, а в результате построен социализм.

И Лысенко приблизительно такое же нёс в ботанике. Много мелких задач — яркое солнце, тёплые дожди, короткие зимы и прочее — могут из берёзовой рощи банановую сделать.

(Э. Успенский)